Детский психолог - это специалист, который помогает ребенку преодолеть возникшие психофизиологические трудности в том числе сложности в обучении, устранить возможные психосоматические проблемы, установить контакт со сверстниками, а также другими людьми, наладить взаимопонимание между ним и родителями и самое главное понять - себя…, то есть прийти к согласию с самим собой, таким образом, устранив внутриписхические конфликты и снизив уровень тревожности. А также дает возможность родителям понять: что происходит с ребенком?, почему это происходит?.. и как это исправить?
Таким образом, в процесс консультационной и психокоррекционной работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.
К детскому психологу чаще обращаются в связи с:
агрессивным и импульсивным поведением;
замкнутостью;
капризами и истериками;
вредными привычками (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм и т.д.),
робостью и застенчивостью,
повышенной тревожностью,
обидчивостью,
упрямством,
страхами,
проблемами с успеваемостью в школе,
невнимательностью, неусидчивостью,
сложностями адаптации к садику и школе,
проблемами в общении со сверстниками и взрослыми,
нарушениями в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
низкой самооценкой и неуверенность в себе;
повышенной возбудимостью и гиперактивностью;
сложностями в обучении;
психосоматическими проблемами (энурез, энкопрез, диатез);
ревностью и соперничеством между братьями и сёстрами.
По мнению А. Фрейд, работающему с детьми аналитику необходимо придерживаться следующих правил: специалист не должен оставаться безличным по отношению к маленькому пациенту; вместо толкования свободных ассоциаций и поступков пациента аналитик должен направить свое внимание туда, где "разыгрываются невротические реакции", то есть на домашнюю среду, окружающую ребенка; аналитик должен учитывать то обстоятельство, что внешний мир оказывает "на механизм инфантильного невроза и на течение анализа" более сильное влияние, чем у взрослого пациента.
В отличие от А. Фрейд, считавшей, что анализ ребенка уместен только в случае инфантильного невроза, М. Кляйн придерживалась точки зрения, согласно которой психоанализ приемлем и для развития нормальных детей. Используя психоаналитические методы исследования и лечения, она разработала технику детского психоанализа, основанную на игре и ранних объектных отношениях.
Свободной игре ребенка придавалось такое же значение, как и свободным ассоциациям взрослого пациента. Соответственно за игровыми действиями ребенка усматривались символические значения, в психоаналитической интерпретации совпадающие или во всяком случае мало чем отличающиеся от аналитической работы со взрослыми. Связанные с игрой действия ребенка расшифровывались и толковались в плане проявления его сексуальных и агрессивных желаний. Игровая аналитическая техника не требует подготовительного этапа к анализу и дает возможность лучше понять объектные отношения между ребенком и родителями, в первую очередь детские переживания, связанные с матерью.
В основу детского психоанализа должно быть положено, по мнению М. Кляйн, представление о том, что удовлетворение и фрустрация, либидозные и деструктивные импульсы формируются на самых ранних стадиях развития ребенка, в течение трех-четырех первых месяцев его жизни, когда у него появляется восприятие "хорошего" и "плохого" объекта. На самых ранних стадиях развития ребенка проявляется то, что может быть названо "младенческим неврозом", характеризующимся депрессивной тревогой, которая играет жизненно важную роль в раннем развитии ребенка.
Основные направления работы детского психоаналитика:
Расстройства развития и поведения;
Психические расстройства в детском возрасте влияющие на процесс развития ребенка;
Горе и его влияние на развитие психических расстройств у детей;
Влияние нарушенного родительства на развитие детей и возникновение у них психических расстройств;
Симптомы в процессе развития ребенка;
Тревога в процессе развития ребенка;
Развитие симптома депрессии;
Развитие психотического мышления у детей;
Оценка нормы и патологии в детском психоанализе;
Нарушения взаимоотношений "мать-дитя";
Психосоматика в психопатологии младенчества;
Нервная анорексия и булимия у детей и подростков;
Фобические состояния у детей.
|