Главная    Cтатьи    Детский психолог    Нейропсихолог    Семейный психолог
Психоаналитик    Психотерапевт    Тренинги    Кино    Литература

 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ  

  Отто Ранк . Травма рождения и ее значение для психоанализа   

Перед Вами книга, из которой Вы можете узнать, что все мы при нашем появлении на этот свет прошли через психическую травму, которая на протяжении всей последующей жизни остается тем более актуальной, чем менее она осознана нами.

По происхождению эта травма много древнее нашего биологического вида Homo sapiens. Нашему виду 40 тысяч лет, а травме рождения…

Два миллиона лет назад первые представители биологического рода гоминид, наши предки-австралопитеки, перешли к прямохождению, и это повлекло за собой анатомо-физиологические изменения, сделавшие роды смертельно опасными, а при "благоприятном" исходе - катастрофически мучительными.

На протяжении двух миллионов лет прачеловечество и человечество в какой-то степени осознавали страдания матерей, но были не в состоянии понять мук ребенка. Это был поистине грандиозный паралич человеческого сознания: еще совсем недавно даже мировая психологическая наука вообще не рассматривала проблемы психической жизни плода и новорожденного, хотя для каждой женщины, хоть раз выносившей ребенка, наличие у него психики было непосредственным фактом, "данным ей в ощущениях", по меньшей мере, с 7-8-го месяца беременности. И родовой процесс до самого последнего времени оставался незатронутым усовершенствованиями именно в плане психически благоприятного для ребенка течения родов (если не считать некоторых традиций, утраченных вместе с архаическим бытом).

Но вот наконец наш род дожил до времен, когда нарождается новая культура вынашивания и родов, обещающая в перспективе уберечь человека от психической травмы при переходе из внутриутробного мира во внешний.

В своей фундаментальной работе классик психоанализа подробно разбирает неизбежный и самый глубокий травматический опыт в жизни каждого человека. В ней он видит важнейший элемент психического развития, а также корень всех страхов и неврозов, и рассматривает желание вернуться во внутриутробное состояние как основополагающую силу, управляющую психической жизнью индивида. На этом основании он формулирует главную цель психотерапии - помочь пациенту заново пережить эту травму и справиться с тревогой, связанной с отделением от матери.

Книга адресуется всем, кто интересуется проблемами глубинной психологии и психоанализа.

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  К.Эльячефф, Н.Эйниш. Дочки-матери: 3-й лишний?   

Фундаментальный труд известных французских психоаналитиков К.Эльячефф и Н.Эйниш всесторонне освещает извечные проблемы семейных отношений и в первую очередь - все аспекты и тонкости взаимоотношений матери с дочерьми, анализируя их на примерах классической и современной литературы (произведений О. Бальзака, Г.Флобера, Г. де Мопассана, Л.Толстого, В.Набокова, А.Моруа, Ф.Саган и многих др.), а также таких знаменитых фильмов, как "Самая красивая", "Осенняя соната", "Пианино", "Тайны и ложь", "Острые каблуки", "Пианистка" и др. Издание адресовано не только психологам и психоаналитикам, но и специалистам в области литературы, театра и кино, а также любому читателю, которого интересуют психология и культура человеческих отношений.

Каролин ЭЛЬЯЧЕФФ - волшебница. Но свои чудеса она творит не с помощью волшебной палочки, а с помощью слова.

Да, всего лишь с помощью слова хорошо известный во Франции и за ее пределами психоаналитик Каролин ЭЛЬЯЧЕФФ лечит и взрослых, и детей. В том числе самых маленьких и даже грудных детей, которые еще не умеют говорить и о своих болях возвещают только горьким плачем. Каролин ЭЛЬЯЧЕФФ - автор книг "Затаенная боль. Дневник психоаналитика", "Частные жизни: от ребенка-короля к ребенку-жертве", "Все о семье"; в соавторстве с другими авторами она выпустила книги: "Неуправляемые: лики анорексии", "Дочки-матери: Третий лишний?". Каролин ЭЛЬЯЧЕФФ - сценарист фильмов "Церемония", "Цветок зла" и "Спасибо за шоколад" (режиссер Клод Шаброль). На русском языке выходила ее книга "Затаенная боль" (М: "Кстати", 1999).

Натали ЭЙНИШ - французский социолог, Директор департамента в Национальном центре научных исследований, автор многочисленных работ, в том числе книг "Душевные состояния женщины, женская идентичность в западном художественном творчестве", "Артистическая элита, ее превосходство и исключительность в условиях демократического режима".

Книга "Дочки-матери", написанная совместно Каролин ЭЛЬЯЧЕФФ и Натали ЭЙНИШ, - бестселлер, переведенный уже на десяток языков. Эта книга анализирует бесконечное многообразие сложных взаимоотношений между матерью и дочерью на примерах, почерпнутых из мировой литературы и мирового кино.

Во Франции по этой книге снят фильм под названием "Мать и дочь", в котором знаменитые писательницы (Маргарит Дюрас, Анни Эрно, Дорис Лессинг) рассказывают о взаимоотношениях со своими матерями. В качестве иллюстраций в него включены многочисленные фрагменты из наиболее известных фильмов, анализируемых в книге.

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Рене А. Шпиц, У. Годфри Коблинер. Первый год жизни   

Монография "Первый год жизни" (Spitz 1965), имеет подзаголовок "Естественная история отношений матери и ребенка на первом году жизни". Шпиц делает вывод, что во взаимодействии в диаде мать-дитя основное влияние на поведение ребенка оказывают не осознанные поступки матери, а ее бессознательная позиция. При этом Шпиц считает, что младенец воспринимает постоянно исходящие от матери, не осознаваемые ею самой аффективные сигналы с помощью своей системы коэнестетического восприятия, и эти воспринимаемые ребенком сигналы оказывают постоянное давление, которое и формирует в течение первого года жизни характеризующуюся чрезвычайной пластичностью психику ребенка. Основываясь на этом, Шпиц подчеркивает, насколько незначительной становится в обычном случае роль травматических событий для развития характера. Однако Шпиц категорически настаивает на том, что не только мать пробуждает определенные реакции у ребенка, но и ребенок у матери. Любому психоаналитику известны борьба, напряжение и внутреннее смятение, которые вызывает у матери идентификационное сопереживание с ребенком: регрессивные, архаические приятные фантазии и такие же архаические реакции вины, которые ей самой когда-то пришлось вытеснять. Отношения матери с ребенком мобилизуют в ней весь арсенал защитных механизмов; она должна отрицать, смещать, обращать в противоположность, скотомизировать и вытеснять. Ее поведение в ответ на "невинные" действия ребенка соответствующим образом меняется, что при определенных условиях может оказать патогенное воздействие на психику младенца.

Шпиц выдвинул следующие гипотезы:

1. Нарушения личности матери отражаются в нарушениях у ребенка. Шпицу удалось показать, что целый ряд органических и поведенческих симптомов маленького ребенка, таких, как 1) отказ от кормления, рвота и кома у новорожденных, 2) колика трехмесячных, 3) младенческая экзема, 4) постоянное и интенсивное раскачивание на четвереньках, 5) копрофагия и игра с фекалиями, в значительном числе случаев является следствием психотоксических влияний со стороны матери, таких, как 1) первичное, открытое пассивное отвержение, 2) первичная, тревожная гиперопека, 3) враждебность в форме тревоги, 4) колебание между баловством и враждебностью, 5) циклические смены настроения.

2. В раннем детстве патогенные психические влияния являются следствием неудовлетворительных отношений между матерью и ребенком. Последние Шпиц разделил на две категории: а) неадекватные психотоксические отношения между матерью и ребенком (качественная причина) и б) недостаточные отношения между матерью и ребенком (количественная причина).

Здесь, в сфере расстройств у маленького ребенка, которые были вызваны количественно неудовлетворительными отношениями между ребенком и матерью, открытия Шпица имеют огромное практическое значение. Во время работы в американских яслях и детских домах Шпиц установил, что у детей, которые в возрасте после шести-восьми месяцев, то есть после установления либидинозного объекта, на долгое время были разлучены с матерью и при этом не получали эрзац-объект (характерно, что заменить объект удавалось только в тех случаях, когда до разлучения между матерью и ребенком существовали плохие отношения), развивается специфический синдром: в первый месяц ребенок становится плаксивым, капризным, он цепляется за любого постороннего человека, с которым ему удается установить контакт. На втором месяце плач переходит в крик; теряется вес, коэффициент развития не возрастает. На третьем месяце дети начинают отказываться от контакта. Чаще всего они лежат на животе в кроватке, что является патогномическим признаком. Становится все более выраженным отставание в развитии. Обращает на себя внимание застывшее, словно парализованное, лицо с широко открытыми глазами и отсутствующим взглядом.

Между третьим и пятым месяцем имеется переходный период, в котором все симптомы становятся более выраженными и закрепляются. Шпиц назвал эту картину заболевания "Анаклитическая депрессия " (Spitz 1946). Если в этот промежуток времени, то есть не позднее конца пятого месяца с момента сепарации, мать возвращается, то ребенок выздоравливает.

Если же разлука продолжается более пяти месяцев, картина заболевания переходит в состояние, которое Шпиц назвал госпитализмом (Spitz 1945). Дети проявляют признаки тяжелого распада (маразма) с высоким уровнем смертности. Они становятся абсолютно недоступными для контакта, даже в случае возвращения матери. Они становятся совершенно пассивными. Они не достигают стадии управления моторикой и не могут переворачиваться со спины на живот. Выражение лица становится пустым и слабоумным, движение глаз не координируется. Коэффициент развития падает до уровня идиота. Явления госпитализма, как правило, возникают тогда, когда на первом году жизни ребенок более пяти месяцев лишен объектных отношений.

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери   

Лекции знаменитого английского детского психиатра и психоаналитика адресованы педиатрам, терапевтам, акушерам-гинекологам, медсестрам и, конечно, родителям.

Для родителей - будущих и настоящих мам и пап - такая книга бесконечно важна, потому что снимает беспочвенные тревоги и вселяет уверенность. Она описывает и анализирует материнство как оно есть, без ужасов и прикрас. Например, чувство полной поглощенности новорожденным, граничащее с исчезновением собственной личности, депрессию и раздражение, страх оказаться "плохой матерью", непонятное поведение ребенка...

Профессионалы же будут приятно удивлены или, наоборот, озадачены и несколько шокированы, зато получат пищу для размышлений.

Рекомендовано курсом психотерапии и клинической психологии факультета последипломного профессионального образования ММА им. Сеченова в качестве учебного пособия по специальности "Психотерапия и медицинская психология".

Цитата: "К моменту появления ребенка на свет мать готова действовать, прекрасно зная нужды ребенка. Я считаю это время критическим, но боюсь произносить подобные слова, чтобы не заставить женщину действовать сознательно как раз там, где она естественно действует естественным образом. Это знание ей не почерпнуть из книг. Ей даже Спок ни к чему, когда она чувствует: младенца нужно взять на руки или положить, не трогать или перевернуть; она понимает, что самым важным является простейшее из переживаний, основанное на контакте без действия, которое дает возможность двум отдельным существам чувствовать себя как одно целое".
Дональд Вудс Винникотт

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Винникотт Д.В. Разговор с родителями   

Великий английский детский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт (его идеи оказали влияние и на педиатрию, в частности, на Б. Спока) не верил в советы и рекомендации. Более того, считал их вредными, лишающими родителей интуитивной мудрости и уверенности в себе. Тогда о чем же ему, крупнейшему профессионалу, было разговаривать с этими самыми родителями?

А вот об этой их интуитивной мудрости и о том, что за ней стоит. С удивительной прямотой, тепло и без сентиментальности он говорит о таких вещах, о которых говорить не принято, но которые существуют. Например, о моментах, когда мы не любим своего ребенка, а он не любит нас. И о необходимости таких моментов в сложном деле любви. О детской ревности. О стремлении быть идеальной матерью и о том, почему ребенку больше нужна обычная, несовершенная.

Своей откровенностью эта книга почти пугает - и ею же притягивает. Она поддерживает и ободряет, не внушая ложных надежд на то, что кто-то знает лучше. Ее совершенно необходимо читать профессионалам-врачам, педагогам, психологам, - потому что для них это работа классика, впервые переведенная на русский язык. Но по-настоящему она все-таки адресована тем, кого Винникотт знал, понимал и кому служил все долгие годы своей медицинской практики - тем, у кого были, есть и будут маленькие дети.

"О детях, даже о грудных, можно сказать, что им не слишком подходит обстановка механического совершенства. Им нужно, чтобы рядом были человеческие существа, которые могут как достигать успеха, так и терпеть неудачу. Мне нравится использовать слова "достаточно хороший". Детям подойдут достаточно хорошие родители, а достаточно хорошие - это вы и я. Чтобы быть последовательными и, следовательно, предсказуемыми для детей, мы должны быть собой. Если мы - это мы, наши дети могут постепенно узнавать нас. Естественно, если мы играем роль, то нас тут же разоблачат, как только застанут без грима".
Дональд Вудс Винникотт

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Винникотт Д.В. Пигля: Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки   

Эта книга является настольной для нескольких поколений психотерапевтов, работающих с детьми. Ей суждено остаться в истории психотерапии красноречивым примером редкой клинической проницательности и бесценной иллюстрацией теории и техники одного из выдающихся и творчески мыслящих мастеров психоаналитического лечения детей - Дональда Вудса Винникотта. Клинические заметки и комментарии самого Винникотта, подробно описывающие его наблюдения, отрывки из писем родителей юной пациентки помогут читателю сформировать суждение о представленном материале и его эволюции.

Книга имеет особую ценность для тех, кто профессионально занимается детьми, однако она представляет интерес и для всех, кто связан с детьми и их развитием.

"Я сказал Габриеле: "Теперь Винникотт, который чинит, и Винникотт, который готовит, ушли. Есть еще другой Винникотт - который учит. А потом есть еще и Винникотт, который играет". Для меня в данном случае самой ценной из четырех ролей является та, которая состоит в игре, особенно той игре, когда Габриела действует "одна в моем присутствии"...

Для ребенка такого возраста невозможно получать какой-либо толк от игры, если в эту игру не играют и не получают от этого удовольствия. Принцип, которым руководствуется психоаналитик, состоит в том, что, прежде чем содержание игры становится предметом интерпретации, должен быть установлен факт получения удовольствия."
Дональд Вудс Винникотт

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Винникотт Д.В. Игра и реальность   

Основываясь на обширном опыте клинической работы с маленькими детьми, Д.В.Винникотт внес неоценимый вклад в понимание развития человека. В данной работе Винникотт стремится исследовать истоки воображения и понять, из чего складывается способность человека жить творческой жизнью.

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Уилфред Р. Бион. Научение через опыт переживания   

Проблемы, рассматриваемые в книге, имеют фундаментальное значение для понимания процесса научения. Описывается эмоциональный опыт автора, непосредственно связанный как с теориями познания, так и с клиническим психоанализом, причем акцент делается на практическом применении. В частности, в книге рассматриваются такие вопросы, как отношение проективной идентификации к генезу мышления, роль оральных переживаний в создании модели мышления, проблемы абстрагирования (генерализации) и конкретизации (наименования) и др.

Книга адресована широкому кругу специалистов, а также студентам, занимающимся изучением психологии, философии, социологии и других, смежных с ними, научных областей.

Содержание.

Глава 1 включает в себя предварительное разъяснение двух терминов.
Глава 2 определяет область, в которой я собираюсь использовать термины как часть моего исследовательского арсенала.
В главе 3 начинается стилизованное описание пережитого мною эмоционального опыта - понимания, которое стало стимулом для всей этой книги. Под стилизацией я подразумеваю сознательное усложнение, поскольку искажение, допущенное при таком способе представления материала, неизмеримо меньше искажения, вызванного какой-то другой причиной, включая так называемые механические средства записи. Эти последние обладают той же степенью правдоподобия, что и фотография: запись сессии, несмотря на кажущуюся точность представления, приводит к дальнейшему искажению - то есть искажению на самой сессии. Фотография реального фонтана может быть достаточно хорошей, однако этот фонтан представлен взглядом фотографа, зафиксированным его аппаратурой; во всяком случае, проблема интерпретации фотографии остается. Искажение, вызванное записью, оказывается больше, так как придает правдоподобие тому, что уже было искажено.
В главе 4 вкратце формулируются некоторые идеи, которые обсуждаются на протяжении всей книги.
Главы 5-11 являются кратким изложением клинических явлений, имеющих отношение к предмету рассмотрения этой книги; все они известны аналитикам, но представлены в терминах, по-видимому, более значимых для тех, кто изучал теории Кляйн. В изложении определяется та цель, ради которой я ввел термины "альфа-функция" и "контактный барьер", а в конце главы 11 я обращаю внимание на важность выбора между изменением фрустрации и избеганием ее.
Глава 12 начинается с обсуждения проективной идентификации и ее отношения к генезу мышления. Предмет этот увлекает нас в исследование той роли, которую играют в создании модели мышления оральные переживания, связанные с питанием. Я уделяю внимание тем серьезным последствиям для развития, к которым приводит неспособность матери мечтать.
В главе 13 рассматривается проблема записи сессий и используемых аналитиком теорий; кроме того, обсуждаются возможности, предоставляемые подходом, основанным на методе научного описания из главы 14.
В главах 14-16 вводятся символы L, Н и К, используемые при обсуждении материала этой книги.
Главы 17-18 возвращают к использованию абстракции "альфа-функция" с целью обсуждения генеза мыслей. В связи с этим обсуждаются проблемы абстрагирования (или генерализации) и конкретизации (или наименования). В главе 19 начинается обсуждение способов использования психоаналитических моделей.
Глава 20 является исследованием абстракции, в ней также предпринимается попытка использовать абстрактные символы для разъяснения некоторых проблем абстрагирования в том виде, в каком они предстают в анализе.
В главе 21 вводится кляйнианская теория чередования депрессивной и параноидно-шизоидной позиций; исследуется отношение этого процесса к научению, а также эмоциональный опыт, связанный с терминами, используемыми в этиологических теориях.
В главах 22-23 в контексте аналитической практики обсуждается процесс формирования модели и абстракции.
В главах 24-27 продолжается начатое ранее обсуждение, при этом особое внимание уделяется научению (К-связи).
В главе 28 разрабатывается та же самая тема в отношении минус К(-К).

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Шутценбергер А.А. Синдром предков   

Каждый из нас является звеном в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, "оплачивать долги" наших предков. Эта своеобразная "невидимая преданность семье" подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий. Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.

Эта книга во Франции выдержала 14 изданий. Она является результатом двадцатилетней научной деятельности и клинической практики Анн Анселин Шутценбергер. Случаи, которые она приводит, по драматизму, эмоциональному накалу и таинственности превосходят самые смелые фантазии авторов готических романов. Иногда они шокируют, иногда пронзают острой болью и всегда напоминают о том, что каждый из нас является частью общей для всех истории и даже самые отдаленные события гораздо ближе к отдельному человеку, чем можно себе представить.

Исследовательский и терапевтический аспект книги представляет обоснования тех явлений, с которыми автор работает с помощью своего метода - трансгенерационной психогенеалогической концептуальной терапии. Один из основных его "инструментов" - геносоциограммы - позволяет распутать сложный клубок семейных историй, выявить связи между поколениями и прервать цепь бессознательных повторений, чтобы человек мог осознать собственное предназначение и использовать свой шанс в жизни.

Моей дочери Элен и моим внукам Од, Пьеру и Франсуа. Моим стажерам, больным и студентам с благодарностью за то, что благодаря им я столько узнала о передаче, научении и повторениях событий от поколения к поколению

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Ференци Шандор. Тело и подсознание   

Ученик, последователь и оппонент Зигмунда Фрейда - Шандор Ференци, инициатор Психоаналитического интернационала, автор "теории генитальности", которую специалисты считают блистательной, настаивал на "активном вмешательстве" в психический механизм пациента, запрещая суррогаты невротического сексуального удовлетворения, внимательно относясь к функциям телесности.

С особой тщательностью врача-практика он описывает физиологические функции кишечника, мочеиспускательной системы, нервный тик, заикание, эрекцию и другие проявления человеческого организма, отражающиеся в его психике.

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Килборн Б. ИСЧЕЗАЮЩИЕ ЛЮДИ: Стыд и внешний облик   

Автор книги, Бенджамин Килборн, имея подготовку по литературе, истории, антропологии и клиническому психоанализу, рассматривает вопрос о том, как человек, контролируя свой внешний облик, пытается совладать со своими чувствами. Считая, что психология внешнего облика еще не достаточно исследована, Килборн объединяет в своей книге примеры из литературы и своей клинической практики, чтобы сделать следующее утверждение: стыд и внешний облик являются главной причиной страха, возникающего и у литературных персонажей, и у реальных людей. Автор описывает, что стыд по поводу своего внешнего облика порождает не только желание исчезнуть, но и страх исчезновения.

"Исчезающие люди" являются неким гибридом прикладной литературы и прикладного психоанализа, они помогают нам понять истоки психокультурного кризиса, потрясающего наше ориентированное на внешность, побуждающее к стыду общество.

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Жерар Швек. Добровольные галерщики. Очерки о процессах самоуспокоения   

Некоторые люди кажутся добровольными рабами из-за навязчивого повторения одного и того же действия. Они как бы находятся по ту сторону принципа удовольствия, околдованные своей собственной оператуарной роботизацией. Иногда они посредством повторения пытаются преодолеть ситуацию краха или отчаяния, к которой тем не менее компульсивно возвращаются и продолжают свои действия вплоть до изнеможения. Они гребут, бегут, плывут что есть сил, затем начинают все снова. Эта повторяющаяся до отвращения деятельность не дает им возможности думать и мечтать. Она уже давно является лишь привычным повторением стереотипного поведения, не допускающего ни передышки, ни отдыха. Они сами вынесли себе приговор - стать добровольными галерщиками. Некоторые из них приходят на кушетку психоаналитика, но сопротивляются психоаналитической терапии, поднимающей трудные жизненные вопросы. Именно после встречи с несколькими такими пациентами у меня возникла идея написания этой книги. Теоретические концепции, которые я здесь излагаю, сформировались в ходе моей психоаналитической практики как со взрослыми, так и с детьми, чье психическое функционирование чем-то напоминает поведение взрослых "галерщиков".

Мы увидим, что эти пациенты подвержены соматическим нарушениям больше, чем другие, и в настоящей работе это стало одной из тем моих размышлений.

Ориентирами в моем подходе к изучению тех, кто превращается в галерщиков, были экономическая точка зрения и фрейдовская теория влечений. В этой работе мы увидим, как компульсивное влечение к смертоносному навязчивому повторению используется в приемах самоуспокоения, применяемых некоторыми из галерщиков, когда они пытаются уменьшить возбуждение, но их собственные защиты с этим не справляются, и тогда они начинают искать другой источник возбуждения.

Переживание опасности также может использоваться как способ самоуспокоения. Возможно, существуют и другие побудительные причины находиться на грани смерти, например, когда детская травматическая реальность, которую пациент старается повторить, становится источником возбуждения, а ее переживание пробуждает целый букет влечений, или когда игры со смертью выглядят как средство борьбы с разрушительной депрессией.

В этой работе я буду ссылаться на метапсихологические концепции, предложенные другими психоаналитиками, которые кажутся мне более или менее близкими к клинике добровольных галерщиков. Это работы Мишеля де М'Юзана, описавшего "рабов количества", Жана Курню, исследовавшего "опустошенных и сломленных", и Андре Грина, изучившего широкую группу пограничных состояний.

Несмотря на то, что по некоторым пунктам, например влечения к смерти, я придерживаюсь другой точки зрения, основой для меня была психосоматическая теория Пьера Марти.

Больше всего в разработке моей теории я обязан работам Мишеля Фэна; в частности, предложенное им различие между спокойствием и удовлетворением было отправной точкой моих исследований о самоуспокоительных приемах. В последние годы работы над книгой мне очень помогло тесное личное общение с Мишелем Фэном и его одобрение моего труда.

После того, как в 1992 году на конференции Парижского института психосоматики мы вместе с Клодом Смаджа описали самоуспокоительные приемы, я продолжил свои размышления над этим явлением. Меня все больше интересовало его клиническое исследование и его осмысление в контексте психосоматической теории и психоанализа. Я старался углубить понимание того, каким образом самоуспокоительные приемы способствуют аннулированию неудач психического связывания и краха формирования репрезентаций прежней травмы. Мне хотелось бы проследить тот путь, которым идут эти добровольные галерщики. Первую главу книги составляет доклад на тему самоуспокоительного поведения, представленный мною на мероприятии по случаю дня Парижского института психосоматики. В последующие главы включены другие исследования, которые я объединил в этой книге. Я скрупулезно сохранил хронологический порядок написания текстов, работа над которыми продолжалась в течение шести лет.

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  Макдугалл Дж. Театры тела   

В своей книге Джойс Макдугалл, выдающийся современный психоаналитик, затрагивает область самых ранних, первичных взаимоотношений младенца и матери. Глубокие и часто болезненные переживания остаются в душе каждого человека, и именно они определяют дальнейший ход развития личности. Книга посвящена работе психоаналитика с теми, кто страдает от отсутствия аффектов в своей жизни, не может испытывать глубокие чувства и эмоции. Беспомощность, страх одиночества, пустоты и исчезновения, примитивный гнев - чувства, которые испытывает младенец, если не находит отклика в душе матери, - становятся для него невыносимы. Эти смертоносные эмоции представляют реальную угрозу выживанию младенца и поэтому выбрасываются из сознания без малейшей психической проработки. Если ты начнешь чувствовать - погибнешь. Такие переживания не выражены в словах - вместо психики здесь говорит тело. Так возникают тяжелые психосоматические расстройства.

Психоаналитика в работе с пациентом прежде всего интересует то, что может быть выражено словами (сновидения, ассоциации, фантазии), а посланий тела своего собеседника он может и не ощутить. В результате анализ рискует зайти в тупик. Джойс Макдугалл поняла, что психосоматические пациенты посылают аналитику телесные сообщения, как еще не владеющий языком младенец посылает телесные сообщения своей матери. Через свои ощущения и эмоции Макдугалл получает новое знание о том, что происходит с ее пациентом, так же как и мать чувствует, что нужно младенцу.

Джойс Макдугалл назвала свою книгу "Театры тела". Слово "театр" отражает ее понимание внутреннего, психического мира людей, в котором персонажи разыгрывают различные сценарии. Макдугалл уверена, что таких внутренних театров внутри нас множество. И задача аналитика - помочь пациенту творчески преобразовать, проиграть разрушительные эмоции, чтобы, возможно, впервые открыть для себя чувственную сторону жизни. Автор вовлекает читателя в самую глубину психоаналитической работы. Она заставляет нас прорабатывать конфликты, испытывать разочарование, психическую и телесную боль, а потом преодолевать эти чувства и открывать новые смыслы. В описании своей работы Макдугалл предельно искренна и открыта. Она не боится говорить о своих эмоциях, не скрывает ошибок и неудач, щедро делится опытом. Она искушает читателя непознанным и бессознательным, разжигает желание набраться решимости и изменить себя, свою жизнь. Отправиться в увлекательное и нелегкое путешествие - в глубины своего "я".

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

  М. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман "Психологическое рождение человеческого младенца"   

Младенец чувствует не так, как взрослый. Когда нам было 4 месяца, мы грустили не так, как сейчас: дело не только в том, что грусть другая, но и в том, что не было у нас того "Я", о котором мы говорим: "Я грущу".

Младенец чувствует не так, как взрослый. Когда нам было 4 месяца, мы грустили не так, как сейчас: дело не только в том, что грусть другая, но и в том, что не было у нас того "Я", о котором мы говорим: "Я грущу". Психоаналитик Маргарет Малер первой обратила внимание на то, что взрослые аналитики проецируют свои взрослые чувства на младенца, приписывая ему мотивации и переживания, которых у него еще просто не может быть. Она начинала карьеру как врач-терапевт, но затем заинтересовалась психиатрией, в частности детским аутизмом и депрессиями. Ее работа посвящена развитию ребенка в раннем детстве, процессам сепарации ("выход ребенка из симбиотического слияния с матерью") и индивидуации ("состоящей из тех детских достижений, которые убеждают ребенка в наличии у него собственных индивидуальных характеристик").

Эта книга вышла на английском языке в 1975 году и с тех пор успела стать классикой, но на русский язык переведена впервые. Научное редактирование выполнил профессор Института практической психологии и психоанализа Михаил Ромашкевич. В своем предисловии он пишет: "Думаю, книгу М. Малер оценят в первую очередь те, кто чувствует разницу между естественным развитием младенца и насильственно (травматически) стимулированным развитием. Уже много написано о скрытом домашнем насилии, но в основном о более старших детях. О младенческом скрытом насилии мы еще очень мало знаем и, думаю, пока еще очень боимся узнать".

Книги клиентам Центра предоставляются бесплатно по запросу на почту: yulialatkina@list.ru.

Главная   Cтатьи   Детский психолог   Нейропсихолог   Семейный психолог   Психоаналитик   Психотерапевт   Тренинги   Кино   Литература

© Центр Интегральной Психологии — 2024

Скайп: yulialatkina
Почта: yulialatkina@list.ru
ВКонтакте: vk.com/public124396358
Facebook: facebook.com/integralpsychology.ru

Барнаул, пр. Ленина, 54
Барнаул, ул. Пролетарская 113, каб. 211

Тел.: 8 (385-2)  39-00-75
+7 (902) 140-80-30
+7 (913) 279-21-66

Москва, Новинский бульвар, дом 18, стр. 1, офис №157

Тел.: +7 (915) 135-30-77